Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Основной целью организаций, независимо от их правового статуса, является принцип долгосрочной непрерывности, что подразумевает интеграцию элементов стратегического управления на практике. В то же время непрерывность деятельности в стратегической перспективе обеспечивается только в рамках системы управления рисками.
Известно, что современные условия отличаются рядом осложняющих факторов, таких как: высокий уровень политического, административного, юридического и финансового риска. Кроме того, кризисные явления в национальной экономике усугубили и без того высокие факторы риска. Все это доказывает необходимость создания системы, которая учитывала бы все риски, как количественные, так и качественные. Действительно, Вы сами принимаете управленческие решения, связанные с вероятностью нежелательного события, и действие одного из них иногда может привести к критике последствий, что особенно актуально для всех областей управления, включая муниципалитеты, органы власти, где каждое решение иногда не только влияет на события, происходящие в жизни субъекта, но и влияет на ход развития регионов и страны в целом. Следовательно, каждая организация, в том числе в сфере государственного или муниципального управления, должна учитывать необходимость управления рисками как основополагающую.
Концепция управления рисками - это современная концепция, в которой обоснованы все положения управления рисками. Управление, основанное на рисках, позволяет привести потенциальные ресурсы в соответствие с запланированными стратегическими целями, которые, в свою очередь, определяются на основе возможностей и потребностей окружающей среды. Вот почему в содержании управления большинством организаций появился такой шаг, как разработка стратегии управления рисками [1].
Использование методов управления рисками обогащает теорию и практику современных организаций всех форм собственности, включая государственное управление, путем адаптации и разработки их инструментов к условиям текущей фазы рыночных отношений.
Объектом исследования являются организации различных секторов экономики.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессах выбора и применения методов риск-ориентированного подхода в СМК организации.
Цель работы – рассмотреть риск - ориентированный подход в управлении качеством.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
-рассмотреть понятие риск-ориентированного подхода;
-определить инструменты и методы применения риск-ориентированного подхода в системах менеджмента качества организаций;
-изучить совершенствование механизма применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-ревизионных мероприятий;
-провести анализ применения риск- ориентированного подхода в системе управления качеством организаций.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные исследовательские подходы, и методы, в том числе: системного анализа и синтеза; качественного и количественного анализа; логического анализа; методов сравнения, классифицирования, группировки, систематизации, метода экспертных оценок, статистики и др.
1. Теоретические аспекты риск-ориентированного подхода в управлении качеством
1.1 Понятие риск-ориентированного подхода
С 1 января 2018 года Правительством Российской Федерации внесены изменения в порядок осуществления государственного (муниципального) надзора за работой организаций и индивидуальных предпринимателей.
До принятия подхода, основанного на рисках, надзорные органы регулярно проверяли все предприятия и индивидуальных предпринимателей. Эта модель оказалась слишком ресурсоемкой и неэффективной.
Количество инспектируемых объектов значительно превышает людские, материальные и финансовые ресурсы контролирующих органов. Например, в случае серьезной нехватки персонала менеджерам трудно тщательно проверять каждую компанию в установленные сроки [2].
В этом отношении надзорные мероприятия были поверхностными и менее частыми, а львиная доля нарушителей осталась незамеченной. Это приводит к плохому качеству предоставляемых потребителям услуг, нерегулируемым ценам, повышенному риску для населения и т. д.
В целях повышения эффективности надзорной и надзорной деятельности и снижения рабочей нагрузки инспекторов правительство приняло решение отказаться от предыдущих глобальных проверок. В общей массе компаний, находящихся под наблюдением, было много ответственных предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые не нуждаются в частом контроле, но занимают много времени у инспекторов.
Вместо старой модели был разработан совершенно новый избирательный подход,ориентированный на риски, связанные с нарушением защищенной законом стоимости. Суть его проста-тщательнее и чаще проверять организации и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность опасна для общества и окружающей среды, и реже тех, кто не может причинить вреда.
Новая модель проверки была названа подходом, ориентированным на риски. И первое упоминание об этом появилось в 2015 году, когда в федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..."была включена статья 8.1" использование риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) " [3].
Подход, ориентированный на риски, официально вступил в силу 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.
По мнению правительства, тщательный и регулярный мониторинг необходим, в первую очередь, для компаний, которые могут нанести ущерб охраняемым законом ценностям. И чтобы отделить опасные виды деятельности от безопасных видов деятельности, была разработана конкретная шкала риска.
В статье 23 Закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 г. представлены категории, указывающие степень ущерба (ущерба), который компании и подрядчики могут нанести во время своей работы: чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск [4].
Сейчас к соответствующей категории отнесены вид деятельности и (или) объекты, принадлежащие организациям и индивидуальным предпринимателям. Именно эта категория будет влиять на интенсивность, продолжительность и частоту будущих контрольных измерений.
Определенный класс опасности (категория) присваивается соответствующим регулирующим органом с учетом серьезности негативных последствий, которые могут возникнуть в случае несоблюдения предприятием или индивидуальным предпринимателем обязательных требований. И при назначении конкретной категории риска они также учитывают оценку вероятности того, что компании и частные лица не будут соответствовать этим требованиям.
При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении назначенной им категории риска или класса (категории) опасности (пункт 8.1 статьи 6 Закона № 294-ФЗ).
Периодичность проведения плановых проверок с учетом рисков указана в приложении к Постановлению Правительства №806 от 17.08.2016г.
Таблица 1 - Частота проверок по риск-ориентированному подходу [5].
Согласно утвержденным спискам. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 806 от 17.08.2016 г. разные ведомства могут применять подход, ориентированный на риски, но для некоторых из них он является обязательным.
Поэтому власти должны применять подход, ориентированный на риски, в таких областях, как охрана окружающей среды, строительство, жилищное строительство, мониторинг цен, а также защита от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, безопасность дорог регионального значения, техническое состояние автономных транспортных средств, аттракционов и другого оборудования.
Органы, занимающиеся вопросами пожаротушения, здравоохранения, эпидемиологии здоровья, транспорта, труда, энергетики, ветеринарной деятельности, а также связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения, имеют право применять подход, основанный на рисках.
Таким образом, риск-ориентированный представляет собой новую модель государственного и муниципального контроля, направленную на
Фрагмент для ознакомления
3
.Юденков, Ю.Н. Организация риск-ориентированного контроля // Банковское дело. – 2019. – № 12. – С. 62–66.
2. Соколов, Д.В. Базисная система риск-менеджмента организаций реального сектора экономики : монография. – М.: Инфра-М, 2013. – 126 с.
3.Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения 10.12.2017)
4.Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения 10.12.2017)
5.Корнеева, В.Ю. Риск-ориентированная система управления корпоративными структурами в современных условиях // Вестник Донского государственного технического университета. – 2020. – № 5 (48). – С. 78-87.
6.Бергаль Е.В. Риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2018. – № 11. – С. 37-42.
7.Ромашкина, О.В. Риск-аппетит и толерантность к риску : определение и управление // Вестник Университета. – 2019. – № 3. – С. 248–250.
8.Лебедева Т.В. Риск-ориентированный надзор // Ученые записки Международного банковского института. – 2019. - № 11-1. – С. 151-157.
9. Грабовой, П.Г. Риски в современном бизнесе – М.: Атлас, 2017. – 237 с.
10.Филиппова Н.А. К вопросу о преимуществах внедрения риск- ориентированного подхода в контрольную деятельность. // Современная налоговая система. – 2018. – С. 144-147.
11. Образцова, О.Ф. Методика риск-ориентированного проверок внутреннего аудита // Аудиторские ведомости. – 2019. – № 11. – С. 29–39.
12.Авдийский, В.И. Экономическая безопасность РФ: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Право. – 2016. – № 3. – С. 6–13.
13.Черненький, А.В. Применение риск-ориентированного подхода при построении системы менеджмента качества // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. – № 8 (50). – С.92–96.
14.Селезнева, Е.С. Взаимодействие риск-ориентированного аудита и системы управления рисками на предприятии // РИСК. – 2020. – № 4. – С. 223–226.
15.Жемчугова, О.В. Риск-ориентированный подход и среда организации //Вестник факультета управления СпбГЭУ. – 2017. – № 1. – С. 53-56.
16.Теленков, Е.Е. Построение риск-ориентированной системы управления промышленным предприятием: монография– М.: Наука, 2016. – 175 с.
17.Александров С. Риск- ориентированное мышление // Стандарты и качество. – 2017 - №10 (964). – С.71-75.
18. Малинецкий Г.Г. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. - М.: Наука, 2020 - 431 с.
19.Фомичев, А.Н. Разработка общетеоретических положений риск-менеджмента // Вестник Академии. – 2021. – № 2. – С. 80–85.
20.Сметанко, А.В. Планирование риск-ориентированного внутреннего аудита по ключевым показателям эффективности // Концепт. – 2018. – № 3. – С. 1–8.
21.Ивашина, М.М. Риск-ориентированный подход как направление совершенствования системы менеджмента качества промышленных предприятий // Экономический журнал. – 2018. – № 2(50). – С. 28-38.
22.Хохлов, Н.В. Управление риском – М.: Юнитидана, 2017. – 239 с
23.Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент: учеб. пособ. – М.: Наука, 2016. – 192 с.
24. Куликова, Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. – М.: Бератор-Паблишинг, 2018. – 112 с.
25.Спиридонова, А.А. Риск-ориентированный подход в системе менеджмента качества предприятия // Организатор производства. - 2017. - №2. - С.92-100.
26. Шоломицкий А.С. Теория риска. (Выбор при неопределенности и моделирование риска). - М.: ВШЭ, 2017. – 129 с.
27.Долматов В.И. Применение риск-ориентированного мышления в системе менеджмента качества организации // Концепт. – 2019. - № 1. – С. 5-7
28.Голубинский, Ю.М. Применение риск-ориентированного мышления в новой версии стандарта ISO 9001:2015 // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. – 2016. – № 2 (16). – С. 21–27.
29. Палунин, Д.Н. О подходе к оценке риск-аппетита и ранжированию рисков на основании внутреннего кредитного рейтинга организации // Российское предпринимательство. – 2019. – № 20. – С. 3441–3450.
30.Иткин, Б. Риск и риск-ориентированное мышление можно ли с помощью второго управлять первым //Стандарты и качество. – 2020. - №1. – С.68-73.
31.Усманова Д.Р. Некоторые проблемы развития риск- ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – 2018. – С. 174-176.
32.Абанин С.Г. Проблемы в применении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и пути их решения // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта. – 2018. – № 14. – С. 249-258.
33.Гузов, Ю.Н. Практика планирования в риск-ориентированном аудите // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 1. – С. 29–41.